Информация о курсе
Вы уже познакомились с героями романа «Война и мир»
Сегодня я подготовила для вас следующие задания.
Задания:
- Прочтите и законспектируйте информацию по первому тому величайшего романа-эпопеи. Для облегчения задачи основные моменты записи я выделила более жирным шрифтом
I. Беседа. — Как решается главная мысль романа —о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои? (Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи — делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.) — Почему приезд Пьера — радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг? — Как по-вашему, семья Пьера и Наташи — хорошая семья? — Что было главным для графини Марьи в воспитании детей? — Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему? (Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной «благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А ведь Платон по Л. Толстому — выразитель народного духа, народной мудрости.) — Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные? («...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, ... мой долг повиноваться ему…») — Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать? — Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова? (Вспомните эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров. «...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. — «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он».) — Итак, чего боится Николай? И почему? (Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?) — Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности? — Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа? — Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает? (Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея — растет достойный отца Николенька Болконский.) Ход урока I. Вступительное слово учителя Прочитан роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока — Наташа Ростова. Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов ХIX века Цебрикова в статье «Наши бабушки упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик? II. Беседа. — С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ века? (Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), тургеневские девушки и женщины, Ольга Ильинская («Обломов» И. А. Гончаров).) — Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как писатели представляли ее роль в обществе? (Идеал Тургенева — свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской.) — А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? (Наташа — идеал писателя.) — Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу? — «Люди, как реки...», — замечал автор. Как вы понимаете это? Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее по ведения, портретную характеристику. — В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние? (Впервые встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости (см. иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых»). Зачитывается портрет Наташи. Красива ли она? Нет, Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее — в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой да же удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею. Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Вспомните, Болконский был искренне убеждён: «...ему начинать ничего не надо, ... он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.) — Зачитайте отрывок со слов «Князь Андрей, невеселый...» до слов «...невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей...» (т. II, ч. III, гл. 2). (Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.) Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Зачитать отрывок «Ночь в Отрадном» (т. II, ч. III, гл. 2), слушание «Лунной сонаты» Бетховена. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. — Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? (Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А. П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки...».) Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «...песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное...» Зачитать сцену пляски (т. II, ч. IV, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма. В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни — любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью. Первый бал Наташи — одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», на фоне музыки читается эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III, гл. 16-17). — Как же дальше развиваются события? (Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то; что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…») — Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? (Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.) — Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями? (Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе... Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.) — Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? (Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей!), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.) — Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить ее? (Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой — гениальный художник слова, таковы и его герои, которых он ведет по реке жизни. Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.) Чтобы проследить дальше течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам «У постели умирающего князя Андрея» и «После смерти князя Андрея» (иллюстрации Шмарина или фрагменты видеофильма). — Что же возрождает Наташу к жизни? (Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему благополучно. В ее же судьбе про изошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе? Но вот горе обрушилось на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «... Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.) — Докажите, что Наташа Ростова — это настоящий русский характер, настоящая русская душа. (К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи проявляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, ее слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким лицом она вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым! Не легко решиться на это ее родителям. На подводах необходимо было вывезти хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но посту пить иначе граф Ростов не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.) Вспомните об отношении Наташи к природе, ее простоту, доброту, естественность. Музыка и пение — символы ее. Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они — живые люди. Именно такова Наташа. В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы). С первых страниц работы над «Войной и миром» автор знал, что они предназначены друг для друга. Расскажите, какой показана Наташа в эпилоге. — Итак, кто же прав, те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Толстой? — К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни? (Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Л. Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.) И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
- Выполните проверочную работу. Вы можете выбрать более предпочтительный вариант
IV. Проверочная работа. Просмотрите главы 10, 14-16 ч. I, эпилога романа. 1) Ниже названы основные черты образа Наташи в романе. Какие из них в наибольшей мере отвечают вашим впечатлениям? Почему? «Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость...». «Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа. Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр». Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987 2) Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с таким ответом на вопрос: «Образ Наташи в эпилоге не изменился. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины. Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем...»
Ответы присылайте в личные сообщения в течение ЭТОГО дня