Уважаемые студенты!

Мы начинаем изучение учебной дисциплины под названием «Основы социологии и политологии». По учебному плану данная дисциплина рассчитана на 34 часа аудиторного времени.

Более основательно социология и политология изучаются в Вузах, мы же будем изучать Основы социологии и политологии.

Курс состоит из двух разделов. Раздел первый называется Основы социологии, раздел второй, соответственно- основы политологии.

План нашей работы будет таков.

Я буду посылать вам материал лекций. Вы будете их изучать и отвечать на поставленные в конце лекций вопросы. После изучения каждого раздела вам предстоит выполнить по разделу задания теста.

Желаю Вам успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Основы социологии.

Тема 1.1.Социология –наука об обществе

План:

1Предмет, методы и функции социологии

2Краткий обзор истории социологии

 

1Предмет, методы и функции социологии

 

Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука».

Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе

Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество.

Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии.

 

Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей

Какое же место занимает социология в системе общественных наук?

 

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию. Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию. Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками (рис. 1).

 

Любая наука выполняет определенные функции, то есть для чего то нужна

Каковы же функции социологии?

 

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

 

Каждая наука отличается от других не только своим предметом, но и методами. Познакомимся с методами социологии

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования :

наблюдение;

изучение документальных источников;

опрос;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

 

 

2. Краткий обзор истории социологии

Процесс становления социологии – это, прежде всего, формирование представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.

Уже в античную эпоху началось формирование элементов социологического знания.

Первым в истории трудом по общей социологии считают «Государство» древнегреческого ученого Платона (5-4 в. до. н.э.). Платон разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших государство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. Далее в порядке ухудшения располагались тимократия – власть воинов, олигархия – власть богачей, демократия – власть народа. По мнению Платона, именно из демократии вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят насилие и произвол.

Свой вариант теории стратификации предложил другой древнегреческий философ

Аристотель (4 в. до. н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, общество включает в себя еще два класса -- богатую плутократию и лишенный

собственности пролетариат. Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием существования человека. Он описал социальную структуру общества, в котором выделил три класса граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и стоящих в середине между теми и другими. Такой стратификационный взгляд на общество является сегодня основной концепцией ряда западных стран.

В целом же античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы,

заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Средневековая наука развивалась в рамках теологической культуры. В центре всего находился бог - высшее существо, торец мира, способный решать его судьбы. В концентрированном виде взгляды средневековья нашли отражение в работах Фомы Аквинского(XIII в.). Согласно Аквинскому власть государя и социальное неравенство имеют божественное происхождение. Попытки перехода человека их одного сословия в другое следует рассматривать как грех. Существует четкое разделение божественной и мирской власти, причем подчеркивается приоритет церковной власти над светской.

В эпоху Возрождения наметилось отделение науки от богословия, начинает формироваться экспериментальный метод научного исследования. Развитие науки привело к значительным изменениям о мире и месте, которое занимает в нем человек.

 

Возникновение социологии как науки относится к XIX веку.

Основателем социологии как науки принято считать французского ученого Огюста

Конта (1792 - 1857), который в работе «Курс позитивной философии» (1842) впервые ввел в научный оборот термин «социология». В истории общественной мысли О. Конт известен как создатель нового направления в философии – позитивизма. Его часто называют систематизатором предшествующей социальной мысли, ибо значительное количество идей он заимствовал у своих предшественников. Согласно О. Конту, социология, или «социальная физика», как он ее первоначально называл, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент.

Таким образом, историческая и научная роль О. Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которой дал название — социология. Вместе с тем, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Одним из самых авторитетных мыслителей второй половины ХIХ века является английский ученый, представитель натуралистической ориентации в социологии Герберт

Спенсер (1820 - 1903). Он известен как сторонник так называемой «органицистской школы» в социологии. Развивая мысль О. Конта о взаимосвязи биологии и социологии, Г.

Спенсер полагал, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, он сделал попытку методологически обосновать социальный органицизм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы, института.

Крупнейшим ученым ХIX века является Карл Маркс (1818 - 1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций.

К недостаткам теории Маркса многие социологи относят доминирование экономического фактора, что приводит к игнорированию роли других факторов (политических, культурных, социальных и др.). Преувеличение роли классовой борьбы в истории помешало Марксу и его сторонникам увидеть механизмы социальной интеграции, которым современная социологическая теория уделяет первостепенное внимание.

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). По его мнению, социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются «социальные факты», совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии. К «социальным фактам» Дюркгейм относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. различные явления моральной жизни - традиции, обычаи, правила поведения человека.

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Разделение труда, согласно Дюркгейму, - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией.

Один из самых влиятельных теоретиков социологии - Макс Вебер (1864 -1920). В социологической теории Вебера центральное место занимает проблема «социального действия», которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, по мнению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны, и они понимают, что индивидуальные цели успешнее достичь совместными действиями.

В 20-60 –е гг. ХХ века началось бурное развитие эмпирической социологии. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенство» общества. Особую известность в этот период получила Чикагской школа (А. Смолл, Д. Дьюи, Дж. Мид, Т. Веблен, Р. Парк, Э. Беджесс). В центре изучения ученых данной школы оказались проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации.

Наиболее значительной теоретической концепцией первой половины ХХ века явилась теория структурного функционализма Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социальное действие включает в себя отношение между человеком и окружающей средой (природные и социальные элементы, люди). На этом основании Парсонс приходит к выводу, что теория социального действия – это в первую очередь теория взаимодействия, в рамках которой человеку приходится учитывать не только свои действия, цели, желания, но и чужие. 12

Современный этап развития социологи характеризуется появлением разнообразных социологических подходов, концепций, направлений.

Назовем некоторые из них:

1. Теории «среднего уровня»

2. Теория социального обмена

3. Теория социального конфликта

4. Символический интеракционизм

5. Феноменология

6. Этнометодология

7. Технологический детерминизм

Этапы развития социологии в России

В развитии социологии в России можно выделить несколько этапов:

I этап. - вторая половина 19 века - 1917 год. – Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Существование разнообразных теорий и концепций развития общества и человека.

II этап - (1917 г. - начало 30- х г. ХХ века - Неоднородный и сложный период.

Первоначально происходит признание новой властью социологии как науки. Создаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, был открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с 13социологическим отделением в университете Петрограде, была введена научная степень по социологии, происходит издание обширной специализированной литературы. В эти годы активно изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции.

III этап - (1930 – середина 1950-х гг). – Социология была объявлена «лженаукой» и

запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены на долгие годы.

IV. этап – (конец 1950-х – 1986 г.) - Возрождение началось с наступлением «оттепели» , да и то под прикрытием экономической и философской наук. Теоретическая социология отождествлялась с историческим материализмом. В 1970-80-е гг. конкретные социологические исследования осуществлялись, но проводились они под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и практически не публиковались.

V. этап - (конец 1980-х гг.- настоящее время) - современный этап социологии. С конца 1980- х гг. начинается современный этап развития советской и российской социологии. Характеризуется изучением самых различных проблем социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1. Общество: сущность, типы, развитие

 

3.1.Понятие «общество» Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить.

Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое в социологии, политологии, истории и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество неодинаково.

Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Можно дать и такое определение общества6 Общество это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединений

В узком смысле слова, когда, например, речь идет о белорусском, американском, феодальном или современном обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.

Общество - не просто совокупность индиви­дов, а обладающая сложной структурой, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Общество как система обладает определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим основные отличительные признаки общест­ва.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Социальность рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Георг Зиммель, утверждал, что общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии».

3. Территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. От территории зависят многие особенности общества (образ жизни, обычаи, культура, религиозные представления и т.п.). Английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались.

4. Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени. Соци­альное пространство более многомерно, чем физическое. Социальное время тоже существенно отличается от физиче­ского времени. Общество в своем развитии проявляет отли­чительную особенность - ускорение социального развития с пере­ходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Чем ближе к современности, тем быстрее, динамичнее развивается общество.

5. Высокий уровень саморегуляции, автономность. Общество обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Общество как социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая обратное влияние окружающей среды.

Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

6. На­личие в нем специальных органов для осуществления его саморе­гуляции - социальных институтов.Социальный институт пред­ставляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осущест­вление социальных взаимодействий. Важнейшим из таких социальных институтов является государст­во - основная политическая организация, осуществляющая власт­ные функции. Деятельность социальных институтов обеспечивает устойчивость и стабиль­ность в развитии общества, его единство и целостность.

7. На­личие в обществе социальной структуры и иерархии. В лю­бом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к той или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта. являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Общество, обладающее сложной структурой, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев, а также субординацией между ними.

 

Общество как система

 

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Прежде всего выясним, что такое система?

Систе́ма — множество элементов(подсистем), находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:

Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.

Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.

Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – интеграция, поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами.

Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества.Основными из таких компонентов являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы,

3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами.

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты(рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иныеобщности;

5) социальные взаимодействиялюдей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

 

Типология обществ

Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc слово, учение). В социологии принято выделять несколько типологий. Приведем римеры, аиболее распространенных.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ стало зарождение самого мощного института - государства.

В основании еще одной типологии лежит способ добывания средств существования. Самые древние - охота и собирательство. Им на смену пришли скотоводство и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности еобходимых признаков цивилизации. Они стали возможны благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому.

По мнению многих исследователей, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований. В соответствии с этой теорией А. Тоффлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное).

В дальнейшем эта типология стала достаточно популярной, поэтому остановимся на ней поподробнее.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции.

Индустриальное общество - это сложное общество, основанное на индустриальном производстве, господстве частной собственности, рыночными отношениями, с гибкими, динамичными и подвижными структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, национальные государства, колониальные империи, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, базирующееся на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ, основанием которой служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой была объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем

 

Вопросы по теме 1.1.:

Что изучает социология? Чем она отличается от других социальных наук?

. Каковы функции социологии?

Каковы методы социологии7 чем общая социология отличается от прикладной?

Подробнее опишите такой метод как социологический опрос

Кто считается основоположником социологии как науки?

Перечислите самых известных ученых социологов.

 

 

Вопросы по теме 2.1.

1.Какие существуют определения общества? Чем общество отличается от страны, государства?

2. Перечислите признаки общества

3. В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему? Назовите основные элементы общества как системы

4.Назовите основные типологии общества. Раскройте содержание теории «Трех стадий», «теории формаций»

Ответы на данные вопросы присылаем на почту или «В Контакте»«

 

 

Уважаемые студенты!

Мы начинаем изучение учебной дисциплины под названием «Основы социологии и политологии». По учебному плану данная дисциплина рассчитана на 34 часа аудиторного времени.

Более основательно социология и политология изучаются в Вузах, мы же будем изучать Основы социологии и политологии.

Курс состоит из двух разделов. Раздел первый называется Основы социологии, раздел второй, соответственно- основы политологии.

План нашей работы будет таков.

Я буду посылать вам материал лекций. Вы будете их изучать и отвечать на поставленные в конце лекций вопросы. После изучения каждого раздела вам предстоит выполнить по разделу задания теста.

Желаю Вам успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Основы социологии.

Тема 1.1.Социология –наука об обществе

План:

1Предмет, методы и функции социологии

2Краткий обзор истории социологии

 

1Предмет, методы и функции социологии

 

Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука».

Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе

Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество.

Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии.

 

Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей

Какое же место занимает социология в системе общественных наук?

 

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию. Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию. Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками (рис. 1).

 

Любая наука выполняет определенные функции, то есть для чего то нужна

Каковы же функции социологии?

 

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

 

Каждая наука отличается от других не только своим предметом, но и методами. Познакомимся с методами социологии

Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме того, социология выработала и собственные специфические методы исследования :

наблюдение;

изучение документальных источников;

опрос;

тестирование;

социометрия;

социальный эксперимент.

Таким образом, социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не отменяет других наук. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая достойное место в системе научного знания.

 

 

2. Краткий обзор истории социологии

Процесс становления социологии – это, прежде всего, формирование представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.

Уже в античную эпоху началось формирование элементов социологического знания.

Первым в истории трудом по общей социологии считают «Государство» древнегреческого ученого Платона (5-4 в. до. н.э.). Платон разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших государство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. Далее в порядке ухудшения располагались тимократия – власть воинов, олигархия – власть богачей, демократия – власть народа. По мнению Платона, именно из демократии вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят насилие и произвол.

Свой вариант теории стратификации предложил другой древнегреческий философ

Аристотель (4 в. до. н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, общество включает в себя еще два класса -- богатую плутократию и лишенный

собственности пролетариат. Аристотель считает общество абсолютно необходимым условием существования человека. Он описал социальную структуру общества, в котором выделил три класса граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и стоящих в середине между теми и другими. Такой стратификационный взгляд на общество является сегодня основной концепцией ряда западных стран.

В целом же античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы,

заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Средневековая наука развивалась в рамках теологической культуры. В центре всего находился бог - высшее существо, торец мира, способный решать его судьбы. В концентрированном виде взгляды средневековья нашли отражение в работах Фомы Аквинского(XIII в.). Согласно Аквинскому власть государя и социальное неравенство имеют божественное происхождение. Попытки перехода человека их одного сословия в другое следует рассматривать как грех. Существует четкое разделение божественной и мирской власти, причем подчеркивается приоритет церковной власти над светской.

В эпоху Возрождения наметилось отделение науки от богословия, начинает формироваться экспериментальный метод научного исследования. Развитие науки привело к значительным изменениям о мире и месте, которое занимает в нем человек.

 

Возникновение социологии как науки относится к XIX веку.

Основателем социологии как науки принято считать французского ученого Огюста

Конта (1792 - 1857), который в работе «Курс позитивной философии» (1842) впервые ввел в научный оборот термин «социология». В истории общественной мысли О. Конт известен как создатель нового направления в философии – позитивизма. Его часто называют систематизатором предшествующей социальной мысли, ибо значительное количество идей он заимствовал у своих предшественников. Согласно О. Конту, социология, или «социальная физика», как он ее первоначально называл, опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент.

Таким образом, историческая и научная роль О. Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которой дал название — социология. Вместе с тем, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Одним из самых авторитетных мыслителей второй половины ХIХ века является английский ученый, представитель натуралистической ориентации в социологии Герберт

Спенсер (1820 - 1903). Он известен как сторонник так называемой «органицистской школы» в социологии. Развивая мысль О. Конта о взаимосвязи биологии и социологии, Г.

Спенсер полагал, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии». Опираясь на эту идею, он сделал попытку методологически обосновать социальный органицизм, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы, института.

Крупнейшим ученым ХIX века является Карл Маркс (1818 - 1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций.

К недостаткам теории Маркса многие социологи относят доминирование экономического фактора, что приводит к игнорированию роли других факторов (политических, культурных, социальных и др.). Преувеличение роли классовой борьбы в истории помешало Марксу и его сторонникам увидеть механизмы социальной интеграции, которым современная социологическая теория уделяет первостепенное внимание.

Классиком «социологической школы», завоевавшим прочные позиции во французском обществоведении, является Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). По его мнению, социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются «социальные факты», совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии. К «социальным фактам» Дюркгейм относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. различные явления моральной жизни - традиции, обычаи, правила поведения человека.

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Разделение труда, согласно Дюркгейму, - это тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, групповую солидарность, компенсирующую все недостатки, связанные с узкой специализацией.

Один из самых влиятельных теоретиков социологии - Макс Вебер (1864 -1920). В социологической теории Вебера центральное место занимает проблема «социального действия», которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, по мнению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны, и они понимают, что индивидуальные цели успешнее достичь совместными действиями.

В 20-60 –е гг. ХХ века началось бурное развитие эмпирической социологии. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенство» общества. Особую известность в этот период получила Чикагской школа (А. Смолл, Д. Дьюи, Дж. Мид, Т. Веблен, Р. Парк, Э. Беджесс). В центре изучения ученых данной школы оказались проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации.

Наиболее значительной теоретической концепцией первой половины ХХ века явилась теория структурного функционализма Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социальное действие включает в себя отношение между человеком и окружающей средой (природные и социальные элементы, люди). На этом основании Парсонс приходит к выводу, что теория социального действия – это в первую очередь теория взаимодействия, в рамках которой человеку приходится учитывать не только свои действия, цели, желания, но и чужие. 12

Современный этап развития социологи характеризуется появлением разнообразных социологических подходов, концепций, направлений.

Назовем некоторые из них:

1. Теории «среднего уровня»

2. Теория социального обмена

3. Теория социального конфликта

4. Символический интеракционизм

5. Феноменология

6. Этнометодология

7. Технологический детерминизм

Этапы развития социологии в России

В развитии социологии в России можно выделить несколько этапов:

I этап. - вторая половина 19 века - 1917 год. – Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Существование разнообразных теорий и концепций развития общества и человека.

II этап - (1917 г. - начало 30- х г. ХХ века - Неоднородный и сложный период.

Первоначально происходит признание новой властью социологии как науки. Создаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, был открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с 13социологическим отделением в университете Петрограде, была введена научная степень по социологии, происходит издание обширной специализированной литературы. В эти годы активно изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции.

III этап - (1930 – середина 1950-х гг). – Социология была объявлена «лженаукой» и

запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены на долгие годы.

IV. этап – (конец 1950-х – 1986 г.) - Возрождение началось с наступлением «оттепели» , да и то под прикрытием экономической и философской наук. Теоретическая социология отождествлялась с историческим материализмом. В 1970-80-е гг. конкретные социологические исследования осуществлялись, но проводились они под жестким контролем со стороны партийных органов, а их результаты подвергались строгой цензуре и практически не публиковались.

V. этап - (конец 1980-х гг.- настоящее время) - современный этап социологии. С конца 1980- х гг. начинается современный этап развития советской и российской социологии. Характеризуется изучением самых различных проблем социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1. Общество: сущность, типы, развитие

 

3.1.Понятие «общество» Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить.

Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое в социологии, политологии, истории и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество неодинаково.

Общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Можно дать и такое определение общества6 Общество это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединений

В узком смысле слова, когда, например, речь идет о белорусском, американском, феодальном или современном обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.

Общество - не просто совокупность индиви­дов, а обладающая сложной структурой, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Общество как система обладает определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим основные отличительные признаки общест­ва.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Социальность рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Георг Зиммель, утверждал, что общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии».

3. Территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. От территории зависят многие особенности общества (образ жизни, обычаи, культура, религиозные представления и т.п.). Английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались.

4. Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени. Соци­альное пространство более многомерно, чем физическое. Социальное время тоже существенно отличается от физиче­ского времени. Общество в своем развитии проявляет отли­чительную особенность - ускорение социального развития с пере­ходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой. Чем ближе к современности, тем быстрее, динамичнее развивается общество.

5. Высокий уровень саморегуляции, автономность. Общество обладает такой самодостаточностью, кото­рая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Общество как социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая обратное влияние окружающей среды.

Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

6. На­личие в нем специальных органов для осуществления его саморе­гуляции - социальных институтов.Социальный институт пред­ставляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осущест­вление социальных взаимодействий. Важнейшим из таких социальных институтов является государст­во - основная политическая организация, осуществляющая власт­ные функции. Деятельность социальных институтов обеспечивает устойчивость и стабиль­ность в развитии общества, его единство и целостность.

7. На­личие в обществе социальной структуры и иерархии. В лю­бом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличи­ем или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов и культуры, принадлежностью к той или иной территории, культуре, религии, нации, политической партии и т.п., которые в своей сово­купности и составляют его социальную структуру. Структура эта. являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее под­вержена различным изменениям и находится в процессе динамич­ного развития. Общество, обладающее сложной структурой, характеризуется сочетанием различных уровней и звеньев, а также субординацией между ними.

 

Общество как система

 

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Прежде всего выясним, что такое система?

Систе́ма — множество элементов(подсистем), находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:

Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.

Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.

Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – интеграция, поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами.

Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества.Основными из таких компонентов являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы,

3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами.

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты(рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иныеобщности;

5) социальные взаимодействиялюдей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

 

Типология обществ

Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc слово, учение). В социологии принято выделять несколько типологий. Приведем римеры, аиболее распространенных.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчком к появлению сложных обществ стало зарождение самого мощного института - государства.

В основании еще одной типологии лежит способ добывания средств существования. Самые древние - охота и собирательство. Им на смену пришли скотоводство и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности еобходимых признаков цивилизации. Они стали возможны благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому.

По мнению многих исследователей, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований. В соответствии с этой теорией А. Тоффлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное).

В дальнейшем эта типология стала достаточно популярной, поэтому остановимся на ней поподробнее.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции.

Индустриальное общество - это сложное общество, основанное на индустриальном производстве, господстве частной собственности, рыночными отношениями, с гибкими, динамичными и подвижными структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, национальные государства, колониальные империи, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, базирующееся на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ, основанием которой служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой была объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем

 

Вопросы по теме 1.1.:

Что изучает социология? Чем она отличается от других социальных наук?

. Каковы функции социологии?

Каковы методы социологии7 чем общая социология отличается от прикладной?

Подробнее опишите такой метод как социологический опрос

Кто считается основоположником социологии как науки?

Перечислите самых известных ученых социологов.

 

 

Вопросы по теме 2.1.

1.Какие существуют определения общества? Чем общество отличается от страны, государства?

2. Перечислите признаки общества

3. В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему? Назовите основные элементы общества как системы

4.Назовите основные типологии общества. Раскройте содержание теории «Трех стадий», «теории формаций»

Ответы на данные вопросы присылаем на почту или «В Контакте»«