На этой неделе мы откроем для себя особенности исторического романа на примере произведения Алексея Толстого «Петр Первый»

 

Сегодня я подготовила для вас следующие задания.

Задания:

- Прочтите и законспектируйте информацию о создании удивительно биографического романа «Петр Первый». Для облегчения задачи основные моменты записи я выделила более жирным шрифтом

 

Урок 9 (70)

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»

По сложившейся в литературе традиции решающие события, «большая история» служили лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

— Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?

(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I — отодвинуты на второй план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)

Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую историю» и выдающуюся историческую личность Петра.

Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.

Книга первая. Московская Русь. Юность Петра

1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).

Три плана изображения:

— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);

— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);

— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре Борис Голицын, Федор Ромодановский — поддерживают деятельность Петра.

4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч. 12, 13). «Всем надоело скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч. 1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Вторая и третья книги. Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга вторая

1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы. Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины — первые люди при Петре; кузнец Жемов, художник Андрей Голиков — помощники Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч. 3).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само сожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов (глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч. 4).

«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было рукой подать».

Книга третья

1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч. 3).

2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; «машкерадный» бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

«Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну и неприступнейших крепостей в свете».

III. Оформление тетрадей: выводы

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека раскрывающихся в описании штурма Нарвы.

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.

Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.

Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

I. Слово учителя

В работе над романом Толстой использовал обширный исторический материал — мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения. Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего историографа В. О. Ключевского, который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже общественную самодеятельность вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина».

— Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в концепцию Толстого?

(Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало работы над ним совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание Ключевского о бесправии, об отсутствии свободы, о принуждении неизбежно вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране культом личности Сталина, с порядками, утвердившимися в стране.)

Литература социалистического реализма, «единственно верного», «марксистского» направления, призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Движущей силой истории объявлялась классовая борьба, сама история осознавалась как движение к заранее известной цели — к светлым идеалам коммунизма. Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым: «Личность является функцией эпохи, она вырастает как дерево на плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип положительного героя, главными чертами которого являются ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.

— Каким образом Толстой создает такой характер?

(Уже с первых строк романа различными художественными средствами утверждается необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи Бровкиных, убогого жилья дворянина Волкова, узаконенное пьянство — сцена у кабака, низкие своды царских палат, где умирает царь Федор Алексеевич и решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок-Петр «горяч умом, крепок телесно», как признает Василий Голицын, влиятельный человек при дворе. «Быть царем Петру», — это его слова.)

А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигур Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, но мере важности описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...»

— Какие, по вашему мнению, есть свидетельства тому, что «романе центром является фигура Петра»?

(Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности, формирования его характера. Подчеркивается своенравность, жажда деятельности, выносливость, активность юного царя: «Не по его — так и убьет, — проговорила Наталья Кирилловна, — в кого только нрав у него горячий? (глава вторая, ч. 3). В портретной характеристике явно внешнее сходство с людьми «подлой породы»: «все бегает, как простой», «весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями.)

Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие высокомерия с «простыми» сверстниками, готовность учиться — от протаскивания иголки через щеку до строительства кораблей. Тяга ко всему новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к старому, отжившему: «Скука старозаветная!» — думает Петр о размеренной жизни в Москве — и занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава четвертая, ч. 5). Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение «волчонка», нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля.

— Когда приходит к Петру мысль о необходимости преобразований?

(После раскрытия заговора и заточения Софьи в монастырь, когда Петр стал уже полновластным правителем (глава четвертая), государственные дела еще не занимают его. Только увидев в Архангельске иноземные корабли (глава пятая, ч. 15), почувствовал стыд за убожество русских карбасов: «Стыдно! Все это почувствовали... Смешно... Стыдно... И немедленно решил закладывать в Архангельске верфь: «Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…».)

В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя — планы по выходу к Черному, Азовскому и Балтийскому морям, планы будущей неизбежной войны со шведами: «Замахивайся на большее, а по малому — только кулак отшибешь...»

— Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как эта закономерность показана в романе?

— Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?

(После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали.)

«От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек, зол, упрям, деловит» (глава седьмая, ч. 1). «В два года должны флот построить, из дураков стать умными», — беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».

— Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и — нищие...». В чем он видит выход?

(Выход — в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики. Такие же планы у Ромодановского, Василия Голицына.)

— В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?

(Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава третья, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.)

— Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII?

(Образ шведского короля Карла ХII контрастно противопоставлен образу Петра. Шведский король горяч, дерзок, решителен — эти черты объединяют его с русским царем. Карл — авантюрист, ветреник, «испорченный юноша». Карл рожден королем, а Петр завоевал право на престол.)

— Какие действия Петра имеют историческое значение?

(Не менее воинских побед важны победы Петра над косностью, консерватизмом старого. Петр пробуждает национальные силы, поддерживает людей дела: дает деньги тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал», помогает братьям Баженовым, самостоятельно построившим водяную пильную мельницу, предоставляет три корабля первому навигатору» Ивану Жигулину для развития торговли с другими странами. Петр беспощадно борется с боярством, с раскольничеством, жестоко подавляет стрелецкий мятеж. Борется с невежеством и темнотой, учреждает школы, «дубиной» гонит в науку дворянских детей, дает возможность реализоваться людям из народа, ценит человека не зачин, а за ум («за ум графами жаловать».)

Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.

 


Ответы присылайте в личные сообщения в течение сегодняшнего дня