Сегодня мы начнем изучать второй роман-эпопею в этом году. И продолжит традицию Льва Толстого Михаил Шолохов. Именно с произведением «Тихий Дон» и историей его написания мы познакомимся сегодня

 

Сегодня я подготовила для вас следующие задания.

Задания:

- Прочтите и законспектируйте информацию об истории создания и основных особенностях романа «Тихий Дон». Для облегчения задачи основные моменты записи я выделила более жирным шрифтом

М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность

Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец ХV века) и систематически прослеживается с середины ХVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине ХIХ века.

О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени тов. Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 году после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым как стеклышко». О реальных фактах биографии известно далеко не все, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, 1903 или 1905. Это и понятно — слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно острая на Дону, вынужденное принятие нэпа в 1921 году после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 году, голод, объявление усиления классовой борьбы, годы репрессий.

Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для безграмотных. В 1922 году отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и заняться литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учебы в вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, не имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками — А. Безыменским, А. Веселым, М. Светловым, А. Фадеевым и другими, составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодежи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 году — возвращение на родину, на Дон, где и провел писатель большую часть долгой жизни.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка.

«Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф. Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди».

III. Беседа

Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над «Тихим Доном» его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому» к судьбам целых народов. Предмет эпопеи не отдельное интересное происшествие, а основы жизнеустройства, пусть даже подвергаемые жестокой проверке и ломке. Связь событий в ней осуществляется не столько сюжетом, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным, индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь не непременно нужны для чего-то последующего, но важны сами по себе.

Еще во время работы над «Донскими рассказами» М. Шолохов задумал написать повесть о председателе Донского совнаркома Ф. Г. Подтелкове и его соратнике М. В. Кривошлыкове. Однако при написании сцены казни своих героев, писатель понял, что читателю будет неясно, почему казаки-фронтовики отказались расстреливать подтелковцев, поэтому «не повесть надо писать, а роман с широким показом мировой войны, тогда станет ясным, что объединяло казаков-фронтовиков с солдатами-фронтовиками».

Роман «Тихий Дон» — наиболее известное в мире из произведений Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом и шекспировской драмой.

— Что позволяет проводить такое сопоставление?

(Как эпос Гомера, «Тихий Дон» — эпическое воплощение жизни народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми противоречиями и силами, которые охватывают целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами, как Гамлет.)

«Тихий Дон», действительно, эпическое изображение жизни народа, его культуры, драматизма его истории. Автор, считал Шолохов, должен избегать проявления собственного «я», хотя общепринято требовать от автора оригинальности. Творец художественного мира «Тихого Дона» словно полностью растворился в этом мире.

Поставив Шолохова в один ряд с Гомером и Шекспиром, надо отметить еще одно соответствие. Это вопрос об авторстве. С давних времен идут споры о том, кто же на самом деле создал «Илиаду» и «Гамлета». Открываются новые свидетельства, документы, возникают версии. С автором «Тихого Дона» примерно такая же история. Согласно довольно распространенно версии, Шолохов нашел чужую готовую рукопись романа и опубликовал ее под своим именем. Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало быстрое написание всего романа (1 том романа появился в 1928 году, 3—5 части 2 тома печатались в 1928—1929, 6 часть 3 тома в 1930, оставшиеся 7—8 части 4 тома были закончены в 1931) молодым автором (в момент написания романа Шолохову было 22—27 лет), не имевшем до этого сколько-нибудь значительных публикаций. Так, один из маститых писателей того времени сказал: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать... Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу... Что-то неладно».

— Давайте вспомним атмосферу того времени. Какие еще доводы вы могли бы привести в пользу авторства, например, погибшего белого офицера?

(Авторская позиция явно не на стороне коммунистов, затеявших террор и расстрелы. Слишком прав диво описание происходящих на Дону событий, да и сам главный герой — так и не стал, как это было принято, коммунистом.)

В сущности после многолетних, многократно вспыхивавших споров, устоялись две точки зрения на авторство «Тихого Дона». В пользу версии, отрицающей авторство М. Шолохова, А. И. Солженицын приводит доводы, с которыми спорит В. Кожинов.

Доводы Солженицына:

1. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования.

2. Невероятно, что не казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.

3. Эти литературные высоты никогда не были подтверждены и повторены.

4. Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены черновики и рукописи романа.

5. В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности, разнородность отдельных частей и звеньев и т. п.

Но (доводы Кожинова):

1. Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученических годах — не позднее 1903 г. Люди в то время формировались и взрослели рано (Вспомнить «Разгром» Фадеева, на писанный им в 24—25 лет). Есть данные о том, что в 1920 г. Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного театра.

2. Вырос в семье станичного купца, имевшего наемных работников, был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В 1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. В 1923 г. женился на дочери казацкого станичного атамана. В 1927 г. получил отказ в принятии в комсомол.

3. Пример Л. Н. Толстого — после «Анны Карениной» уровень произведений менее высокий.

4. Обнаружились черновики романа (вспомним: «Рукописи не горят»), их обзор опубликован в 10 журнала «Москва» за 1991 г.

5. В любом художественном тексте можно найти несоответствия.

Итак, вопрос об авторстве остается открытым. Возможно, он подогревается естественным стремлением человека к загадочному, необъяснимому. Но главное — роман существует, давно стал достоянием мировой культуры, и вряд ли так уж важно, кто его автор.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

1 «Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. — за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.

Наша задача — разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года — поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.

— Почему изменился первоначальный план?

(Сам автор объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские он казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса... Начал с этого… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что не то... Для читателя останется непонятным — почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»)

(Толстой начинал работу над Войной и миром с замысла романа о декабристах. «Декабристы» вывели автора на историю возникновения этого движения, к началу ХIX века.)

— Что такое роман?

(Роман — эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)

— Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра?

(Особенность произведения Шолохова в том, что это роман-эпопея, разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. В русской литературе два таких ярких примера — «Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.)

— Сколько лет отделяет эти романы? Сколько лет отделяет действие этих произведений?

(Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого.)

Сразу бросается в глаза противопоставление обоими писателями мира и войны. Сначала речь пойдет о мире, в том двойном смысле, который заключен в названии романа Толстого: мире как антитезе войны и мире как стихии народной жизни.

Действе романа сосредоточивается в одной из наиболее «сложных» провинций России— на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?

Казачество определяют как военное сословие в России в ХVIII — начале ХХ века. В ХIV—ХVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В ХV—ХVI вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам — на Днепре, Дону. Волге, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в ХVI—ХVII вв. и крестьянских войн в России ХVII—ХVIII вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь — «Тараса Бульбу» Гоголя).

Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское. Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское) 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошел в гражданскую войну (зажиточные — на стороне белых, беднота — на стороне красных).

1920 г. — казачество как сословие упразднено.

1936 г. — созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Вспомним, что одна из ранних повестей Л. Н. Толстого — «Казаки», написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков. Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть».

— Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение?

(Спор Штокмана с казаками.)

— Кому противопоставляют себя казаки?

(Хохлам, русским, мужикам (самое ругательное слово у Митьки Коршунова). Комплекс превосходства — см. книгу первую, ч. 2, гл. 5 романа.)

— Каков образ жизни казаков?

(Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу — со своим конем, со справой периодически отбывать лагеря, сборы.)

Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска — войсковой атаман; станичные атаманы, походные.

— Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

(В центре повествования — несколько семей хутора Татарский станицы Вешенской, откуда родом сам автор. Это семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых.)

VI. Заключительное слово учителя

Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты.

Уже с истории деда Григория, Прокофия, входит в роман трагическое, предопределяющее развитие событий. Уличное прозвище Мелеховых — Турки. Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди. Главные ценности у Мелеховых — доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие («Работящая семья и при достатке», — мать Натальи; «Мелеховы — славные казаки», — дед Гришака; Мирону Григорьевичу «в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе»).

Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.

Домашнее задание

 

1. Ответить на вопросы:

— Какие семьи находятся в центре повествования?

— Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?

2. Составить план «Судьба Григория Мелехова».


 

Ответы присылайте в личные сообщения в течение сегодняшнего дня