Самостоятельная запись

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели и задачи курса.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

  • Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

    • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

    • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

    • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

    • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

    • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

    • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

    • наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

    • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

  • Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

  • Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Структура курса:

Химия. 1 курс – 68ч/2 ч в неделю

Химия. 2 курс - 68ч/2 ч в неделю


Средства обучения

  1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради)

  2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, диски.)

  3. Аудиовизуальные (видео)

  4. Наглядные плоскостные (плакаты, таблицы).

  5. Демонстрационные (модели демонстрационные)

  6. Учебные приборы

Учебно-методический комплекс.

Учебники линий О.С.Габриеляна соответствуют требованиям, предъявляемым к современной учебной литературе, позволяют достичь личностных, предметных и метапредметных результатов. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Все учебники линии комплектуются мультимедийными приложениями, которые помогают усвоить новое, повторить изученное ранее, проверить свои знания и умения. Работа в виртуальных лабораториях способствует приобретению учащимися различных практических навыков. Видеофрагменты и анимации химических процессов, интерактивные задания, лабораторные работы и множество других компонентов помогут ученикам лучше разобраться в предмете.

Требования к результатам обучения.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса, обучающихся по данной программе


В результате изучения химии ученик должен знать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

• основные законы химии: ПЗХЭ, ЗПСВ, ЗСМ.


Уметь:

• Называть: химические элементы, соединения изучаемых классов;

• объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым относится элемент в ПСХЭ; закономерности изменения свойств элементов ; сущность РИО;

• характеризовать: химические элементы (1-20) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических соединений;

• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность вещества определенному классу, типы химических реакций, степень окисления, тип химической связи;

• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций, схемы строения атомов химических элементов (1-20);

• обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем, массу по уравнениям химических реакций.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, обучающихся по данной программе :

Соблюдать правила:

 техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами,

воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей, негашеной известью, водородом, метаном, бензином,

ядохимикатами, минеральными удобрениями;

• личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;

• оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить:

 нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;

• опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;

• распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;

• изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НСI, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, СН3ОН, С2Н5ОН, СН3СООН);

• вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.

Называть:

 химический элемент по его символу;

• вещества по их химическим формулам;

• свойства неорганических и органических веществ;

• функциональные группы органических веществ;

• признаки и условия осуществления химических реакций;

• факторы, влияющие на скорость химической реакции;

• типы химических реакций;

• биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

Определять:

 простые и сложные вещества;

• принадлежность веществ к определенному классу;

• валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;

• вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

• тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.

Составлять:

 формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);

• молекулярные, структурные формулы органических веществ;

• схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;

• уравнения химических реакций различных типов;

• уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

• полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Характеризовать:

 качественный и количественный состав вещества;

• химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;

• свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

• химические свойства органических и неорганических веществ;

• химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;

• способы защиты окружающей среды от загрязнений;

• строение и общие свойства металлов;

• связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;

• области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);

• свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;

• состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

• круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

Объяснять:

 физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

• закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

• причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

• причины многообразия веществ;

• сущность процессов окисления и восстановления;

• условия горения и способы его прекращения;

• сущность реакции ионного обмена;

• зависимость свойств веществ от вида химической связи

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по химии.



1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо¬ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча¬щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.


2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве¬ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без¬опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.


4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен¬ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ¬ходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.