Русский язык и культура речи
Вот мы с вами и подошли к концу нашего курса в этом полугодии. Мы познакомились с основами культуры речи и открыли для себя много интересного в русском языке
Для того, чтобы проверить уровень ваших знаний я подготовила небольшой блок упражнений
Правильно выполнив задания в течение часа – вы получите заветный зачет.
Выполните данные упражнения согласно поставленным заданиям Упражнение 1. Составьте текст из данных предложений, представленных в неупорядоченном, «рассыпанном», состоянии, расположив их в порядке последовательного развития мысли. Упражнение 2. Разложите сложную мысль на несколько простых, заменив данные сложные предложения простыми, не нарушая логики высказывания. Какие средства связи отдельных предложений в одно смысловое целое вы используете? 1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали (И. Тургенев). 2. На задаваемые вопросы он объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя (В. Арсеньев). 3. В это мгновение она увидела высоко над водой белую чайку; её, вероятно, вспугнули, и она летала молча, неровным полётом, будто высматривая место, где бы можно было опуститься (И. Тургенев). 4. Таким образом, противник сам для себя создаёт обстановку, в которой, если мы без колебания будем решительны и смелы, он сам подставит нам для разгрома свои головные силы (Л. Толстой). 1. Алёша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было. Его ставили в пример товарищам. Он вовсе этого не заслуживал. 2. Вскоре пансион наполнился. Не было уже места для новых пансионеров. Учитель с учительницей начали думать, что нужно нанять дом попросторнее. Они жили в этом доме. (На основе произведений А. Погорельского). 3. Счастлив младенец. Нежное ушко его ласкают колыбельные песни. В них материнская любовь, нежность и ласковость родного слова. Целая симфония звуков, красок и чувств. Значение колыбельных для младенца трудно переоценить. Они и поныне являются истинным средством убаюкивания ребенка. Они создают неповторимую атмосферу уюта и покоя. 4. Грибоедов хорошо знал московское общество. Он долго жил в Москве. Представителей московского общества он изобразил в своей комедии “Горе от ума”. Эта комедия была закончена в 1823 году. 5. Лермонтов в детстве побывал на Кавказе. Он дважды ссылался на Кавказ. Лермонтов полюбил Кавказ. 6. Евгений Онегин воспитывался иностранцами. Он получил неглубокое образование. Это образование не дало ему полезных для практической деятельности знаний. Жизнь в столичном высшем свете отдалила его от народа. Упражнение 4. Продолжите текст, развивая мысль в заданном направлении. 1. Все люди хотят быть счастливыми. Много я слышал споров о счастье. Одни говорили: «Сила, здоровье — в них всё счастье». Другие не соглашались: «Богато жить, всё иметь — вот что такое счастье!». «Дело свое в жизни хорошо знать — значит счастливым быть», — утверждали многие. А иные добавляли: «Главное для счастья — это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть»…
А 1. Точная, буквальная копия того или иного произведения поэзии — самый неточный изо всех переводов. 2. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. 3. Поэтому переводчик должен знать прекрасно и свой родной язык, иначе лошадь у него всегда будет только лошадью, а не конём, жеребцом, рысаком, вороным или скакуном. 4. Нельзя забывать: буквальный перевод никогда не может быть переводом художественным. 5. Переводя, нужно помнить ещё о том, что особым законам подчиняется перевод пословиц и поговорок. 6. Только по-настоящему большие поэты могут работать по подстрочникам. 7. Ведь звукопись, звуки слов в стихах очень сильно воздействуют на читателя. 8. Здесь нужен переводчику хороший эстетический вкус, он должен обладать чувством ритма.
Б 1. Почти невозможно запомнить какой-нибудь текст, если во время чтения голова занята посторонними мыслями. 2. Когда на память начинают жаловаться учащиеся, люди молодые, невольно возникает вопрос: а интересует ли их изучаемый материал? 3. И наоборот, когда какое-либо сообщение, факт или цифра произвели впечатление, взволновали, обрадовали или огорчили, они врезаются в память иногда на всю жизнь. 4. К тому же, если был пробел в знаниях, значительно труднее выучить новый материал, находящийся в логической связи с тем, что пропущено. 5. Скучные, неинтересные сведения, как правило, запоминаются с трудом. 6. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». 7. Итак, старайтесь изучать предмет глубже, и тогда, без сомнения, он вас заинтересует. 8. Материал запоминается гораздо надежнее и прочнее, если в тот же день через какой-то срок посмотреть его еще раз. 9. Приведенные соображения иллюстрируют важную закономерность: нормальная память фиксирует все, что затрагивает чувства человека, а то, что оставляет равнодушным, не запоминается. 10. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, вы обнаружите, что многое уже запомнили. 11. Конечно же, память каждого из нас имеет свои особенности. 12. Поэтому одному помогает запомнить те или иные сведения повторение, другому — пересказывание прочитанного, третий лучше воспринимает учебный материал на слух. 13. Задания трудные, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
Упражнение 3. На основе данных простых предложений составьте сложные предложения, используя различные средства связи частей (служебные слова, вводные слова, конструкции и др.).
Время пошло. Я в вас верю
Сегодняшнее занятие скорее направлено на психологию, нежели на сам русский язык. Но ведь, как вам, наверное, известно – словом можно убить и словом можно вдохновить. Ну а как же вдохновлять публику? Что же делать, чтобы вас было интересно слушать, а от ваших выступлений у маленьких ребятишек захватывало дух
Многие из вас сегодня ответят для себя на эти вопросы, после того как ознакомятся с предоставленной вам презентацией.
Конечно же – одним ознакомлением дело не закончится) Через 2 часа я жду от вас конспект по данной презентации
Сегодня вы открываете для себя новую тему, которая всегда пригодится вам в этой интересной жизни. Ведь умение красиво и грамотно общаться поможет вам в очень многих ситуациях.
Итак, специально для вас я подготовила 2 презентация
По первой презентации вам нужно составить конспект, в котором я смогу найти ответы на следующие вопросы:
- Какой может быть точность речи
- Перечислите основные ошибки в точности речи (с пояснениями)
- Виды логичности речи
- Укажите условия логичности речи
- Перечислите нарушения логичности речи
Во второй презентации, на слайдах 3-7 и 9-11 вам дан ряд заданий. Выполните их письменно и отправьте их в течение этого дня
Наш русский язык порой
полон самых интересных и многообразных вопросов. Например как правильно
сказать: «Мы покупаем красивый тюль», а, может быть, «красивую»….. Ответить на
этот и многие другие вопросы вам поможет сегодняшняя презентация, в которой вы
найдете не только немало интересных фактов о грамматических формах русского
языка, но и достаточно непростые задания, над которыми вам предстоит поломать
голову.
Итак, приступим
Задание
Ознакомьтесь с 2-й презентацией, посвященной основным грамматическим формам
В ней, на страницах 3, 4, 5, 10, 28, 29, 30 и 32 даны задания. Время на
выполнение данных заданий – 2 часа
После занятия посмотрите небольшое видео, дополняющее наш урок и пополните
знания о русском языке в веселой и непринужденной форме.